Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider
оценка недвижимости
оценка бизнеса
оценка интеллектуальной собственности
оценка оборудования
оценка товаров в обороте
Оценка транспортных средств
оценка земли
Контакты

 

contact

                    
................................................. 
 
kraina

.................................................

Обзор рынка коммерческой недвижимости Украины 2016: реалии и перспективы.

al2logo

     Рынок коммерческой недвижимости Украины в 2016 году испытал влияние как экономических, так и политических кризисных явлений, все время находился под давлением экономического спада и снижения покупательной способности населения. В этот период владельцы коммерческой недвижимости во всех сегментах, в большей степени, фиксировали снижение деловой активности. В гостиничном бизнесе события в Украине привели к небывалому снижению заполняемости, а в офисном и торговом - к значительному росту вакантности и падение арендных ставок. При этом, часть девелоперов, объективно оценивая ситуацию в стране, перенесли открытие объектов до лучших времен. Неутешительные результаты демонстрирует и статистика строительства. «Строительные предприятия Украины в январе-марте 2016 увеличили объемы работ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,9% - до 10 млрд грн», - сообщила Государственная служба статистики Украины. В частности, по данным Госстата, объемы работ по строительству зданий за отчетный период сократились на 0,4% - до 5,4 млрд грн, работы по строительству жилых домов уменьшились на 3,4%, - до 3,1 млрд грн, в то время как объемы работ по строительству нежилых зданий увеличились на 4,1% - до 2,3 млрд грн, работы по строительству инженерных сооружений увеличились на 4,9% - до 4,5 млрд грн (данные приводятся без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и Севастополя, а также части зоны проведения антитеррористической операции). Строительные предприятия Киева за отчетный период снизили объемы работ на 11% - до 1,4 млрд грн, выполнив 24% от общего объема работ в стране.

    В торговом сегменте, как в одном из самых динамичных, заметное снижение спроса вызвано рядом объективных причин. Потребители стали более осмотрительными при совершении покупок - при практически прошлогодней «стоимости среднего чека» - девальвация гривны уменьшила покупательную способность почти вдвое. Эти факторы негативно сказались на деятельности ритейлеров: в условиях снижения объемов товарооборота, некоторые операторы были вынуждены сокращать занимаемые торговые площади и оптимизировать количество магазинов своих сетей, что, соответственно, повлияло на показатели загруженности торговых объектов. Вполне очевидно, что в ближайшее время, большинство ритейлеров, как минимум, будут занимать выжидательную позицию, отложив планы по расширению своих сетей к стабилизации ситуации в стране, а, как максимум, в случае эскалации кризисных явлений, вызванных нестабильной политической ситуацией, постепенно покидать украинский рынок.

marketing-analitics

    Следует отметить, что рынок коммерческой недвижимости в целом характеризуется крайне ограниченным доступом к кредитным ресурсам, что сужает возможности девелоперов развивать новые объекты. В целом, в настоящее время количество новых проектов в сегменте торговой недвижимости невелико, а перспективное предложение представлено в основном проектами, реализация которых началась несколько лет назад.

    По словам участников рынка, наибольший отток арендаторов наблюдался в торговых центрах, владельцы которых отказались снижать закрепленные в долларах арендные ставки на фоне существенной девальвации гривны и падения товарооборота торговцев. Поэтому, в целом по рынку, наблюдалось фактическое снижение арендных ставок. Управляющие компаний основных ТЦ Киева пересмотрели условия для арендаторов (в первую очередь для тех, у кого значительно снизились товарообороты), снизив арендные ставки на 10-30%, или зафиксировав согласованный курс до момента стабилизации ситуации.

    Говоря о больших международных брендах, которые последние три года активно рассматривали Украину для экспансии, можно сказать, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на их приход.

    В нашу пользу все еще свидетельствуют несколько факторов: это, по-прежнему большой рынок, находящийся в центр Европы с понятной логистикой и достаточное количество качественных объектов, где можно открывать магазины. Главное же преимущество - измененные условия аренды. Такого привлекательного уровня арендных ставок еще не наблюдалось, и никогда арендодатели не были такими сговорчивыми, как сегодня. Поэтому мы верим, что некоторые бренды могут воспользоваться этим.

    Факторы «против» - нестабильная экономическая и политическая ситуация. Если экономическую конъюнктуру можно использовать, чтобы закрепиться на рынке, то политические риски настолько высоки, что в ближайшие полгода мы вряд ли увидим в Украине громкие новые имена с фэшн-ритейла.

mark

    Обнадеживает то, что торговая недвижимость, первая испытывает на себе удар во время кризиса, первая же и восстанавливается после него. Как только наступит политическая стабилизация, а валютных колебаний не будет как минимум три месяца, мы увидим, как будет расти спрос на торговые помещения, будут увеличиваться арендные ставки и уменьшаться вакантность.

      Главными тенденциями на рынке торговой недвижимости Украины в 2015 году и в первом квартале 2016 были рост гривневых цен из-за девальвации национальной денежной единицы, сокращение спроса и реальных сделок, а также снижение строительной активности. По прогнозам экспертов, в 2016 году падение рынка продолжится. Интерес девелоперов к строительству коммерческой недвижимости в Украине в ближайшие годы будет снижаться из-за падения ее прибыльности. Торговая недвижимость, учитывая рекордную со времен независимости девальвацию национальной валюты, перестает быть интересной как инвестиционно привлекательный бизнес с коротким сроком возмещения общих проектных расходов (от 4 до 7 лет). Окупаемость торгового объекта, для инвестора, с повышением курса доллара растет. Потенциальным покупателем торговых объектов становятся только те инвесторы, которые осознанно готовы к долгосрочному возврату финансовых активов. Кроме этого, считается, что приобретение нового объекта торговли в точке низкого спада рынка - стратегически правильное решение.